Посты

Ученые научились выращивать сетчатку глаза из перепрограммированных клеток
  • +1
  • 16:02
  • 324
  • WarProf

Ученые из российского Федерального научно-клинического центра физико-химической медицины научились выращивать сетчатку глаза из перепрограммированных клеток. Методика позволит лечить пациентов, теряющих зрение, например, из-за макуладистрофии (поражение сетчатки глаза и нарушение центрального зрения).

Первую трансплантацию в рамках клинических испытаний собираются произвести в 2017 году, сообщают «Известия». Следующая задача ученых — научиться с помощью новых клеточных технологий лечить болезнь Паркинсона. «Перепрограммирование клеток — достаточно новое явление в науке», — пояснил генеральный директор ФНКЦ ФХМ Вадим Говорун. Он рассказал, что открытие принадлежит профессору Университета Киото Синье Яманаке.

«Яманака обнаружил уникальную способность клеток человека той или иной ткани, например фибробластов или кожного эпителия, перепрограммироваться в эмбриональное состояние. Из таких недифференцированных (плюрипотентных) стволовых клеток можно вырастить практически любую ткань. Например, из фибробластов кожи можно вырастить сетчатку глаза», — рассказал Яманака.

Отмечается, что применение перепрограммированных, то есть универсальных клеток, пригодных для большого количества реципиентов, упростит технологию и уменьшит стоимость операции.

По словам заведующего Лабораторией биомедицинских технологий ФНКЦ ФХМ Сергея Киселева, в США и Европе (в частности, в Великобритании) проходят клинические испытания пересадки сетчатки глаза. В Японии они также велись, затем были временно приостановлены из-за изменений в законодательстве, но в 2017 году будут продолжены.